В 2015 году компания Андрея Мацолы перечислила в бюджет Украины около 270
млн грн налогов и сборов.
Основатель и CEO компании «Перша приватна броварня» Андрей Мацола рассказал,
как его предприятию удается оставаться успешным при любых обстоятельствах и как
бизнес может сделать Украину сильной и непобедимой.
— Насколько сложно вести бизнес в стране, которая не только переживает
экономический кризис, но и вынуждена воевать?
На самом деле, тяжелыми были не только последние два года. В 2005-2007 в
Украине были годы экономического подъема. Я считаю, что они стали своеобразным
испытанием для предпринимателей. Ведь тогда экономика была чрезмерно надута, а
получить кредит в валюте под небольшой процент было проще простого.
Предпринимателям надо было удержаться от соблазна и прорабатывать долгосрочную
стратегию, не набравшись кредитов, которые уже в 2009-м стали просто
неподъемными. Первый виток кризиса в 2008-2009 годах стал первой очисткой, уже
тогда удержаться на плаву смогли только сильнейшие. То, что произошло в 2014
году, стало еще одним испытанием и своеобразным фильтром. Бизнес, который
выстоит, будет почти нереально сломить в будущем. И уж точно предприниматели
будут готовы к любым событиям. А именно сильный малый и средний бизнес –
главный двигатель прогресса в стране, сильные предприятия сделают Украину
непобедимой.
Конечно, когда у страны забирают кусок земли, это отражается в том числе и
на бизнесе. Но мы – компания, которая до сих пор находится на стадии
развития дистрибуции в городах 100 тыс. плюс. Два года назад, когда все
только начиналось, у нас дистрибуция на востоке страны и в Крыму была на
начальной стадии, поэтому мы практически не почувствовали удара, как, например,
компании, которые работают на рынке более 10-15 лет и проделали там
колоссальную работу.
Если говорить в цифрах, то продажи нашего пива на территории Крыма и
сегодняшней зоны АТО в 2013 году, то есть в начале конфликта, составляли 14%
наших общих продаж. Сегодня мы не поставляем продукцию ни в Крым, ни в зону
АТО, то есть наша доля рынка там равна нулю.
При этом, когда в 2014 году рынок упал на 25%, а в 2015-м – еще на 20%, мы
смогли вырасти на 18%. Дело в том, что, когда рынок падает, люди ищут более
качественные продукты. Покупают меньше, но более качественное. Также нам очень
помогает то, что мы все время исследуем, анализируем рынок и желания наших
потребителей.
— Как вы считаете, могут ли бизнесмены укрепить страну? И если да, то
как?
Страна, которая может себя защитить, – это в первую очередь богатая страна.
А кто же, как не бизнес, может сделать страну богатой? Для этого нужно вести
прозрачный бизнес и честно платить налоги. Налоги, которые наполнят бюджет.
Каждая компания, ведущая бизнес в Украине, может обеспечить стране хорошую
армию, экономику, социальные стандарты, просто честно уплатив налоги.
В той сложной ситуации, которая сейчас сложилась у нас в стране,
бизнесменов, которые не платят налоги, можно приравнять к дезертирам. Конечно,
можно оправдываться, говорить, что налоги все равно воруют, но если не пытаться
изменить страну, то точно ничего не получится. Два года назад Украина приняла
решение двигаться в Европу, а Европа держится на малом и среднем бизнесе. И вот
здесь стоит поставить себе вопрос: «Плачу ли я зарплаты в конвертах или плачу
налоги, необходимые для социальных потребностей?» Нужно осознание того, что
бизнес является главным фактором для обеспечения нормального функционирования
страны.
Как я уже говорил, сильная страна – это в первую очередь сильные малый и
средний бизнес. Я считаю, что успешной и сильной может быть только та компания,
которая закладывает в свой фундамент долгосрочные перспективы и строит планы
развития минимум на 5-10 лет.
Если говорить об отношениях бизнеса и власти, здесь можно много
дискутировать. Но я считаю, что каждый предприниматель по возможности должен
участвовать в процессе выстраивания нормальных отношений между властью и
бизнесом. Надо вместе разрабатывать нормы взаимодействия, должна быть
зеркальная ответственность – бизнес отвечает перед соответствующими
государственными органами и институтами, а госорганы – перед бизнесом. А
сейчас, к сожалению, такого нет. И это один из вопросов, который на
дискуссионных площадках активно обсуждается.
— Что такое успешность для вас сегодня? Трансформируется ли это понятие у
современных украинцев?
Для меня успешность бизнеса – это когда твоя компания получает максимально
высокую оценку согласно международным стандартам. Получать прозрачную прибыль –
также показатель успешности. К сожалению, этот тренд еще слишком слаб в
Украине, бизнес не особо проявляет желание выходить из тени. Но поскольку мы
сделали выбор и собираемся стать европейским государством, так или иначе мы
придем к этому. Другого пути нет. Мы не можем говорить, что мы успешная страна
с пустым бюджетом. И нельзя сказать, что компания успешна, если она все время
показывает отрицательный результат. Успех заключается в выстраивании бизнеса в
соответствии с международными стандартами, которые предусматривают уважение к
себе, к стране, в которой работаешь, к сотрудникам, потребителям.
Что же касается нас, то мы четко придерживаемся тех обещаний, которые дали
нашим потребителям еще в самом начале. Мы варим пиво, делая акцент не на
количество и низкую цену продукта, а на его качество. Мы делаем наше пиво для
людей, которые не просто пьют пиво, а для людей, которые понимают продукт, его
вкусовые качества, культуру потребления.
— Что бы вы посоветовали бизнесменам? Каких принципов стоит
придерживаться в столь сложных обстоятельствах и что должно быть главной целью?
Основное – работа, которой вы занимаетесь, не должна приносить боль. Для
этого периодически стоит делать самому себе переаттестацию и определять, тем ли
бизнесом вы занимаетесь. Проанализируйте свои таланты. Если же то, что вы
делаете, не приносит ожидаемых результатов или бизнес не прогрессирует, не
достигает новых высот, стоит преодолеть свой страх и рискнуть что-то поменять,
даже кардинально. Надо просто почувствовать себя и не бояться изменений.
Источник: http://nv.ua/business/markets/chestnoe-pivo-%E2%80%93-chestnye-nalogi-97536.html
Источник: