ОБОБЩЕНИЕ — Власти РФ еще квартал будут сдерживать цену бензина в ручном режиме

МОСКВА, 21 мар /ПРАЙМ/. Правительство РФ по итогам совещания в четверг приняло решение продлить действие соглашений с нефтяными компаниями, направленных на стабилизацию ситуации на внутреннем рынке топлива, еще на три месяца — до конца июня. Отсрочка необходима кабмину, чтобы донастроить механизмы налогового маневра и подготовить почву для введения лицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов.

В конце октября курирующий ТЭК вице-премьер РФ Дмитрий Козак провел совещание, по итогам которого Минэнерго и ФАС подписали соглашения о стабилизации рынка топлива с 1 ноября по 31 марта 2019 года с десятью крупными нефтекомпаниями РФ. По соглашениям розничные цены компании повысили с 1 января не более чем на 1,7% (с учетом повышения НДС), а с 1 февраля должны их индексировать равномерно так, чтобы по итогам года не превысить прогнозную среднегодовую инфляцию (4,6%).

СОВЕЩАНИЕ У ПРЕМЬЕРА

Накануне Козак говорил журналистам, что власти РФ в ближайшие дни оценят необходимость корректировки так называемого налогового маневра в нефтяной отрасли, и при этом кабмин сохраняет намерение уйти от ручного управления ценами на топливо через соглашения с нефтяниками.

В 2019 году в России стартовало завершение налогового маневра в нефтяной отрасли. Среди прочего в маневре есть так называемый демпфирующий механизм, призванный сдерживать цены на топливо внутри РФ. В целом, если экспортная цена бензина и дизтоплива выше внутрироссийской, то государство выплатит нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А если российские цены будут выше экспортных, то нефтяники поделятся с государством частью своей сверхприбыли.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в начале совещания в четверг отметил, что принимаемые правительством меры позволили стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке топлива, но эти усилия необходимо продолжать.

«Важно, чтобы ситуация и на внутреннем рынке оставалась сбалансированной, и, конечно, люди не должны сталкиваться с необоснованным ростом цен. Для этого, я напомню, мы и приняли ряд решений», — сказал Медведев, открывая совещание.

ТРИ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ РЕШЕНИЯ

Обсуждения вопроса длились около двух часов, и по итогам встречи правительства к журналистам вышел Козак. Он сообщил, что на совещании были приняты три принципиальных решения.

Во-первых, правительство пошло навстречу нефтяникам, которые жаловались на потери из собственного бюджета в силу параметров демпфирующего механизма. Поэтому было принято решение уточнить механизм обратного акциза в рамках налогового маневра, в частности, по цене отсечения для бензина и дизельного топлива.

«Во всяком случае, ситуация, которая сложилась по точке отсечения цены на бензин: (мы решили — ред.) понизить ее с 56 тысяч рублей за тонну до 51 тысячи. И также дополнительно уточнить и проработать по дизелю», — сказал Козак.

Во-вторых, правительство решило отказаться от механизма заградительных пошлин в пользу более мягкого и либерального регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов через его лицензирование.

«Сейчас, параллельно обсудив все это, решили, что это слишком жесткая мера. Когда в конце 2018 года посчитали, только за два месяца, если бы мы ввели заградительную пошлину, для того чтобы выровнять экспортную альтернативу, нефтяные компании теряли 300 миллиардов рублей. Именно поэтому родилась идея. Вот это квазилицензирование — это тоже заградительные пошлины, только без изъятия денег», — сказал Козак.

Вице-премьер отметил, что лицензии должны будут получать все компании, которые перерабатывают нефть. Объемы поставок топлива на внутренний рынок для каждой компании еще предстоит определить, однако лицензирование экспорта не предполагает какого-либо ограничения поставок за рубеж.

«Через этот механизм есть возможность выровнять участие компаний… Здесь нужен переходный период… для того чтобы ничего не разрушить, нужно действовать аккуратно и осторожно, по историческому принципу. Есть сложившийся рынок поставок продуктов внутри страны, и для того чтобы никого не ломать через колено, первый-второй год — это будет очень близко к тем объемам, которые сегодня поставляются, которые зафиксированы в этих соглашениях (о стабилизации ситуации на рынке топлива — ред.)», — резюмировал Козак.

Однако механизм лицензирования еще необходимо согласовать как внутри страны — с нефтяниками, так и с партнерами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Для этого нужно время, в связи с чем третьим принципиальным решением заседания стало продление соглашений с нефтяными компаниями, которые действуют до конца марта, еще на три месяца, пояснил чиновник.

При этом сами соглашения будут уточнены на предмет объемов поставок топлива на биржу и внутренний рынок, отметил Козак. В частности, он напомнил, что в соответствии с действующими соглашениями нефтяные компании поставляют на внутренний рынок на 3% больше топлива, чем в аналогичном периоде предыдущего года.

«В результате повышенных обязательств сегодня биржевая цена на бензин на 14% ниже, чем в рознице. Мы немножко «залили» рынок. Поэтому придется скорректировать, но это не означает, что мы отменим или не отменим 3%», — сказал вице-премьер, отметив, что корректировка обязательств предполагается в сторону снижения.

Предложенные изменения Козак намерен обсудить с нефтяниками позднее в марте. Однако он отметил, что вопрос о лицензировании обсуждался с нефтяными компаниями еще в октябре, и они его предварительно поддерживали.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Начальник отдела инвестидей компании «БКС брокер» Нарек Авакян положительно оценивает идею введения экспортного лицензирования, но оговаривается, что всё зависит от её воплощения в жизнь.

«Я бы позитивно оценивал любые меры властей, направленные на снижение стоимости топлива. Откровенно говоря, сейчас цены на бензин в России завышены, с учётом того что мы всё-таки нефтедобывающая страна. Конкретно эта инициатива может быть, действительно, полезной. Все зависит от ее исполнения», — прокомментировал он РИА Новости результаты совещания.

«Предложения в целом здравые, но надо понять, как это все будет работать в рамках ЕАЭС, так как вряд ли все страны объединения сразу согласятся с доводами России — скорее всего, каждый захочет учесть и собственные интересы», — пояснил он.

Источник: 1prime.ru

Добавить комментарий