«Черная пятница»: Когда и как появилась и почему используется такое название?

Чем ближе конец осени, тем чаще встречаются баннеры и рекламные объявления о грядущей Главной Распродаже Года – Черной Пятнице. Она традиционно приходится на конец ноября, с этого дня в Америке традиционно стартуют рождественские распродажи. И хотя Черная Пятница выходным не является, многие люди берут в этот лень отгул. Магазины же открываются раньше обычного, а закрываются намного позже. Покупателей в этот день ждут серьезные скидки, что позволяет значительно увеличить число клиентов.

Конкретной даты у этого дня нет, он наступает сразу же после Дня Благодарения. Его американцы отмечают в четвертый четверг ноября. Таким образом, в 2019 году Черная Пятница приходится на 29 ноября.

Но когда же возникла эта традиция, когда она стала популярной и с чем связано ее необычное название? Wikipedia сухо сообщает о появлении термина в Филадельфии и его связи с пробками на дорогах в пятницу после Дня благодарения. На самом деле история Черной Пятницы куда интереснее.

Сама фраза «Черная Пятница» появилась в обиходе еще в сентябре 1869 года после обвала рынка золота. Затем этот термин использовали для обозначения биржевых кризисов на Уолл-стрит. По аналогии появился и «Черный Понедельник», один из который случился в 1998 году и в России. Также Черной пятницей в американских газетах на стыке XIX и XX веков называли любую пятницу, выпадавшую на 13-е число. А распродажи после Дня благодарения уже тогда пользовались популярностью, просто их до поры до времени никак не называли.

 

Когда появились распродажи?

Родоначальником же таких распродаж считают Фрэнка Вулворта (1852-1919). Этот крестьянский парень был застенчивым, но стремился вырваться из глуши. В 21 год Фрэнк стал помощником продавца. Его обязанности были весьма скромными: раскладывание товара по полкам, мытье полов и общение с потенциальными покупателями. В то время у товаров не было фиксированных цен – продавцы сами их назначали, оценивая платежеспособность клиентов на основе их речи и внешнего вида. Но застенчивый юноша никак не мог себя проявить в торговле при таком подходе, тогда он, в свете неминуемого грядущего увольнения, просто вывалил на прилавок весь сезонный товар и выставил табличку «Все по 5 центов». За первые же сутки Вулворт продал товара в 6 раз больше обычного. Это сподвигло его уйти с работы, открыть собственную сеть магазинов Woolworth с фиксированными ценами и регулярными распродажами.

Другие магазины тоже стали придерживаться такой выгодной политики. Вскоре стало ясно, что наиболее активно покупатели ведут себя в пятницу после Дня благодарения. Так появилась традиция устраивать в этот день главную распродажу года.

 

Рождение термина «Черная Пятница»

По одной из легенд термин «Черная Пятница» ввели в оборот полицейские Филадельфии в 1950-е. Тогда улицы города превращались в сплошные «пробки» из-за бросившихся в магазины покупателей. Но совершенно точно, что до 1970-х Черная пятница еще не ассоциировалась с Днем Благодарения. В газетах сообщалось о распродажах Черной Пятницы, приходившихся просто на 13-е число. Только в 1975 году в статье газеты из Пенсильвании упоминалось о суматошном дне шоппинга после Дня благодарения, «Черной Пятнице» и погоней за рождественскими подарками. О безумных пробках в этот день в том же году писала и New York Times. Термин приживался постепенно – управляющие хотели даже назвать день «Зеленой пятницей» из-за внушительной выручки, другие продавцы отказывались считать удачный день «черным». И только в 1980-е газеты Пенсильвании стали регулярно называть день «Черной пятницей», делая акцент на пробках и проблемах с парковками.



Появились и другие версии появления термина. По одной из них Черной пятницу прозвали бухгалтеры, в документах которых убытки обозначались красным цветом, а прибыль – черным. Журналисты предполагали, что термин появился из-за позднего времени окончания работы магазинов. В любом случае постепенно Черная Пятница стала культовым днем для всех шопоголиков, ассоциируясь уже не с проблемами на дорогах, а со скидками и распродажами.

    8 слов, которые не употребляют успешные люди.
    5 функций старых мобильников, которых нет в современных смартфонах.
    Животные и насекомые, или 30 причин не ехать в Австралию.

Источник: yablyk.com

Добавить комментарий