МОСКВА, 21 мар — ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. На Западе постоянно выдвигают проекты, которые могли бы стать альтернативой поставкам российского газа на европейский рынок.
После открытия нескольких газовых месторождений на шельфе Восточного Средиземноморья, возник проект строительства газопровода EastMed для поставок газа в Европу. Однако ресурсов для реализации этого проекта недостаточно, а его экономическая целесообразность сомнительна.
ВОПРЕКИ «ГАЗПРОМУ»
В конце февраля американская ExxonMobil объявила об открытии крупного – по западным меркам – месторождения природного газа, геологические запасы которого составляют 141-277 млрд куб. м. Последнее открытие ExxonMobil, а также ранее разведанные месторождения газа в Восточном Средиземноморье – израильские Leviathan и Tamar, а также кипрские Aphrodite и Calypso – породили проект строительства трубопровода EastMed.
По сообщениям ближневосточных СМИ, до конца года представители правительств Италии, Греции, Кипра и Израиля должны принять окончательное решение о строительстве EastMed, который протянется от шельфовых месторождений Восточного Средиземноморья до побережья Греции и далее в Италию.
Стоимость строительства EastMed протяженностью 2200 км оценивается в $7,4 млрд, согласно израильским источникам.
Проект уже получил поддержку со стороны структур Европейского Союза, а также США, поскольку рассматривается как источник поставок газа на европейский рынок? альтернативный «Газпрому».
Брюссель и Вашингтон обеспокоены увеличением доли российского газа на рынке ЕС и растущим влиянием «Газпрома», который рассматривается, как «оружие Кремля». По данным EuroStat, в конце 2019 года доля российского газа в импорте ЕС достигла 40,6% по сравнению с 38,5% годом ранее. «Газпром» является крупнейшим поставщиком газа на европейский рынок, что вызывает недовольство среди антироссийских политиков в Брюсселе.
По сообщениям израильских СМИ, ЕС уже согласился выделить $100 млн на разработку ТЭО газопровода EastMed. Более того, если проект будет признан «жизненно важным» для обеспечения энергетической безопасности Европы, то он может получить финансирование из бюджета ЕС.
В ЕС заявили о желании обсудить с Турцией ее проект АЭС и транзитные газопроводы
Вашингтон рассматривает «Газпром» как конкурента для американских производителей СПГ на мировом рынке газа, поэтому поддерживает все проекты, направленные против интересов российской компании. Госсекретарь США Майк Помпео принял участие в последней встрече глав правительств Израиля, Кипра и Греции, на которой в очередной раз рассматривался вопрос целесообразности строительства EastMed. Присутствие Помпео должно продемонстрировать поддержку проекта со стороны Вашингтона.
СОМНИТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Критики проекта считают, что строительство EastMed является экономически нецелесообразным, поскольку ресурсная база, которой обладают Израиль и Кипр, не может обеспечить надежные поставки газа в Европу в течение продолжительного времени. Кроме того, ряд экспертов уверены, что оценка стоимости EastMed является заниженной, поскольку не учитывает в полной мере технические сложности, которые возникнут при его строительстве.
Начальная пропускная способность EastMed составляет всего 10 млрд куб. м/г. Предполагается, что в будущем она может быть увеличена до 20 млрд куб. м/г. Однако для этого необходимо расширить ресурсную базу, поскольку запасов газа, имеющихся на шельфе Израиля и Кипра, недостаточно.
Изначально предполагалось, что Leviathan – крупнейшее месторождение на шельфе Израиля – содержит свыше 600 млрд куб. м, но затем в израильском Кнессете разразился скандал в связи с преднамеренным завышение запасов месторождения на 20%. По оценкам израильских экспертов, Leviathan может содержать от 450 до 500 млрд куб. м газа. Tamar уже находится в эксплуатации, и добываемый газ поступает потребителям в Израиле, а также в Иорданию в соответствии с долгосрочным соглашением.
Запасы Aphrodite также были пересмотрены в сторону уменьшения и оцениваются в 129 млрд куб. м. Calypso и месторождение, недавно открытое ExxonMobil, могут содержать до 500 млрд куб. м, но эти запасы требуют подтверждения.
Сторонники EastMed надеются привлечь в проект Египет, который может стать нетто-экспортером газа благодаря открытию и быстрому освоению месторождения Zohr.
НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ
Для правительства стомиллионного Египта высшим приоритетом является обеспечение быстрорастущего спроса со стороны населения и промышленности страны на энергоносители – в первую очередь на природный газ, который используется для генерации электроэнергии.
ЕК выделит до 215 млн евро на строительство газопровода Baltic Pipe
В конце прошлого года в Египте при содействии немецкой Siemens было завершено строительство трех гигантских тепловых электростанций (ТЭС) мощностью 4,8 ГВт каждая, на которых используются уникальные парогазовые турбины. Производимая на этих ТЭС электроэнергия обеспечивает потребности 45 млн человек, проживающих в столичной агломерации и на побережье Средиземного моря, включая Александрию. Электроэнергия также поставляется в экономическую зону Суэцкого канала, которая должна стать центром развития национальной промышленности.
Египетские СМИ сравнивают строительство трех ТЭС со знаменитыми пирамидами Гизы. Даже гордость египетской энергетики — Асуанская ГЭС — способна дать всего 2,1 ГВт электроэнергии – в 2,3 меньше, чем одна ТЭС.
Несмотря на прорыв в области энергетики, Египет может столкнуться с дефицитом электроэнергии уже в ближайшие годы. Близится к завершению строительство «Великой плотины возрождения Эфиопии» на Голубом Ниле, что приведет к обмелению водохранилища Асуанской ГЭС и падению выработки электроэнергии. Окончание строительства запланировано на 2022 год. В связи с этим, возрастает значение построенных ТЭС, работа которых зависит от бесперебойного снабжения топливом – природным газом, добываемым на Zohr.
В настоящее время внутренний спрос на газ в Египте оценивается в 6,2 млрд куб. футов/сут., но возрастет до 7 млрд куб. футов/сут. в 2020 году и до 9 млрд куб. м/сут. в 2021 году, согласно плану развития национальной экономики.
По данным государственной египетской компании EGAS, благодаря разработке Zohr, ожидается, что в следующем году добыча газа в стране достигнет 7,5 млрд куб. футов./сут. по сравнению с 6,8 млрд куб. футов./сут. в настоящее время. В EGAS уверены, что Zohr сможет компенсировать падение добычи на зрелых месторождениях и обеспечить растущие потребности в газе.
Египетское правительство не намерено направлять газ, добываемый на Zohr, для загрузки газопровода EastMed, чтобы гарантировать экономическую целесообразности его эксплуатации. Если добыча газа в стране будет вестись опережающими темпами, то излишки газа будут направлены на два египетских СПГ-завода, которые из-за дефицита газа были остановлены в 2013 году. Существуют также планы использовать для загрузки этих заводов газ, добываемый на шельфе Израиля и Кипра.
DELEK И NOBLE РАСПРОДАЛИ ГАЗ
Израильская компания Delek Drilling и американская Noble Energy подписали контракт стоимостью $15 млрд на поставку египетской компании Dolphinus Holdings 64 млрд куб. м газа в течение 10 лет. Поставки израильского газа должны начаться уже в этом году. Delek Drilling и Noble Energy совместно ведут разработку месторождений Tamar и Leviathan. В конце прошлого года эти компании приобрели за $518 млн 40% долю в газопроводе из Израиля в Египет, который позволит осуществлять поставки газа, добываемого на израильском шельфе. Руководители обеих компаний неоднократно заявляли о намерении использовать Египет в качестве хаба (распределительного центра) для экспорта израильского газа.
В 2016 году Delek и Noble заключили соглашение стоимость $10 млрд на поставку в течение 15 лет 45 млрд куб. м газа в Иорданию.
Кроме того, у партнеров существуют обязательства перед израильскими энергетическими компаниями, запросы которых быстро растут. По данным министерства энергетики Израиля, в прошлом году потребление газа в стране составило около 11 млрд куб. м, но к 2030 году прогнозируется увеличение почти в два раза. Согласно решениям израильского правительства, растущий спрос на газ должен быть обеспечен за счет собственных ресурсов, которые сосредоточены в основном на месторождениях Leviathan и Tamar.
Большая часть израильского газа уже продана – на Ближний Восток, а не в Европу.
EastMed все больше напоминает Nabucco – проект строительства газопровода из Туркмении и Азербайджана в страны ЕС. Вокруг Nabucco также было много шумихи, но газопровод так и не был построен. Участники проекта понесли серьезные убытки, которые им никто не возместил.
Источник: