Беспилотным автомобилям мешает «человеческий фактор»

МОСКВА, 23 апр — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Компания Tesla планирует запустить сервис беспилотного такси в США в 2020 году, сообщает телеканал CNBC со ссылкой на заявление основателя и главы компании Илона Маска. Такие такси появятся не во всех юрисдикциях, а лишь там, где удастся получить одобрение регуляторов. По оценкам Маска, число беспилотных такси Tesla на дорогах в следующем году может составить 1 миллион штук. 

Маск также предсказал, что, возможно, через два года Tesla сделает автомобиль, у которого не будет руля и педалей. Однако эксперты сильно сомневаются в реальности таких планов, поскольку Tesla еще ни разу не попала в рейтинг разработчиков беспилотных авто.

Аналогичные технологии в России разрабатывает «Яндекс». С 2017 года компания испытывает первые прототипы беспилотных автомобилей. Сейчас в Сколково и в Иннополисе работают тестовые зоны, где можно прокатиться на такси без водителя. В конце 2018 года «Яндекс» получил лицензию на испытания беспилотного транспорта в Израиле, а в январе 2019 года показал беспилотную машину на выставке CES в Неваде.

По словам гендиректора «Яндекс.Такси» Тиграна Худавердяна, в США сейчас три компании имеют технологии, где реально автомобили ездят без водителя, это Google, Uber и Cruise. «Следующая компания, которая имеет эту технологию, это наша компания, компания «Яндекс», — добавил он. В России есть ещё несколько разработчиков, которые пытаются создать технологию либо полного беспилотного автомобиля, либо её компоненты.

Опрошенные «Прайм» эксперты согласны, что за беспилотными технологиями будущее, но не верят, что оно придет завтра или послезавтра. По словам автоэксперта Игоря Моржаретто, 2020 год – это дата скорее из области фантастики. 

ЗАКОНЫ НЕ ГОТОВЫ

«Да, технологии, с одной стороны, развиваются быстро, но с другой – мало подготовить саму беспилотную машину. Нужны и специальные «умные» дороги с хорошим покрытием и отсутствием помех, разметкой, все участники движения должны строго соблюдать правила. Необходимо и законодательство, разработанное под эту технологию. А его в полной мере пока нет ни в одной стране мира», — указал он.

Разработчик объяснил климатом проблему внедрения беспилотных автомобилей в России

Внедрение беспилотной системы управления на автомобильном транспорте требует решения сложных комплексных задач как с технической точки зрения, так и с правовой, согласна руководитель департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Гульнара Ручкина.

«Будущее автономных автомобилей в РФ зависит от ряда факторов, в том числе от развития дорожной сети, ее адаптации к «умным автомобилям», особенно в регионах. Действующее законодательство не содержит определение беспилотного автотранспортного средства, не разработаны правила его эксплуатации, в том числе на данный момент нет понимания, является ли обязательным нахождение за рулем водителя, готового в любой момент взять управление транспортным средством в свои руки», — пояснила она. 

Также правоведам предстоит разработать механизм определения виновного в случае аварии, произошедшей при участии беспилотных автомобилей.

ВСЕ ПОРТЯТ ЛЮДИ

Кроме того, по оценке экспертов, психологически население пока не очень готово к появлению беспилотных автомобилей. Значимость человеческого фактора для нас слишком велика. Человечество пока не может предоставить машине право самостоятельно решать, кто должен жить, а кто погибнуть в случае аварии, причем решение это должно быть принято в доли секунды. Для этого необходима глобальная перестройка сознания людей, которая займет десятилетия. 

«Элементы беспилотного транспорта уже тестируются и появляются на дорогах общего пользования, но до настоящего движения без водителя еще далеко. Слишком много вопросов не решены – начиная от погодных условий и заканчивая тем же пресловутым человеческим фактором», — полагает аналитик ВТБ Капитал Владимир Беспалов. 

Пока на дорогах много традиционных пилотных автомобилей, нельзя быть уверенным, что все водители соблюдают правила и не создадут внезапных проблем. Как будет реагировать на это машина – сказать сложно, рассуждает он.

Таким образом, речь идет о перспективах гораздо более отдаленных, нежели ближайшие годы – это вопрос, скорее, десятилетий, добавил эксперт.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ГРУЗОВИКИ

По мнению Моржаретто, первым беспилотным автомобилем будет вовсе не такси, а грузовой транспорт. «Экономически это более выгодно, поэтому инвесторы скорее предпочтут вложиться именно в сектор грузоперевозок, в том числе, с точки зрения продвижения соответствующего законодательства», — считает он. Такие грузовики уже разрабатывают крупные компании, в том числе, Volvo и Tesla, а в США они уже тестируются, правда, пока с оператором. Так что и здесь вопрос упирается в годы.

Нормативная база для движения машин-беспилотников появится через 2-3 года в РФ

Разработчики утверждают, что «умные» грузовики могут «видеть» дорогу на 360 градусов с помощью специальных датчиков на километры вперед, невзирая на любые погодные условия, время суток и прочие помехи. Они, в отличие от живого водителя, никогда не устают. Так что в чем-то такой транспорт превосходит традиционный, поскольку человеческий фактор исключается.

Таким образом, сфера грузоперевозок уже меняется в пользу беспилотников. Большой бизнес замер в ожидании – через два-три года у него есть все шансы сократить издержки на персонал. Согласно отчету Morgan Stanley, с внедрением автономных грузовиков экономия труда в США составит 70 млрд долларов в год, а производительность вырастет на 30%.

По словам Беспалова, первыми появятся разного рода коммерческие автомобили на закрытых площадках.

«Это могут быть площади производственных компаний, аэропортов, где не так много других участников движения. Но все это опять-таки будет работать в порядке эксперимента, тестирования технологий. На дорогах общего пользования, если не произойдет технологического прорыва, беспилотные автомобили в массовом порядке появятся не раньше, чем к концу следующего десятилетия», — заключил он.

Источник: 1prime.ru

Добавить комментарий