Во Владивостоке дан старт одному из главных событий Года
Театра в России — специальная программа Международной театральной олимпиады предваряет
основную программу грандиозного творческого фестиваля, сообщает DEITA.RU.
Международная театральная олимпиада — это уникальное событие
в мире искусства и идея зародилась в легендарных греческих Дельфах. Именно там
четверть века назад, в 1993 году, было решено организовать международный
фестиваль, который и по сей день служит уникальной площадкой развития
глобальной театральной интеграции и открытого диалога. Так инициатива всемирно
известного театрального режиссера Теодороса Терзопулоса покорила поклонников
этого удивительного искусства – театра. На пресс-конференции, которая прошла
накануне в Мариинском театре (Приморская сцена) Теодорос Терзопулос рассказал о
Международной театральной олимпиаде. Ответил он и на мой вопрос: «Греция
подарила миру уникальное движение, которое объединило разные народы и страны и
прекращало войны – Олимпиаду, а 25 лет назад зароилась театральная, искусство
которой понятна на всех языках. Что такого особенно есть в Греции, что помогает
давать миру идеи, которые объединят страны и народы?»
«В этом нет никаких метафизических особенностей и никакой мистики,
— ответил Теодорос Терзопулос. — Я создал театр древней драмы, где и
встретились выдающиеся деятели культуры — Юрий Любимов, Хайнер Мюллер, Тадаси
Судзуки, Роберт Уилсон, Анждей Вайда, Валерий Фокин. Мы встретились в Дельфах –
беседовали, обсуждали роль театра. И на фоне этих исторических памятников –
Дельфы известны своими археологическими памятными местами, и родилась эта идея.
Отмечу, что все вместе культурные деятели с мировым именем
встречаются редко. Чаще, в наш информационный век, общение идет виртуальное.
Режиссеры чаще встречаются ос зрителями, чем друг с другом. Но, чтобы появилось
такое новое движение, как Международная театральная Олимпиада, нужна была
именно личная встреча. Вот поэтому впервые в 21 веке выдающиеся деятели
встретились и пришли к такой блестящей идее. Но ее надо было еще и реализовать,
для этого мы отправились в Японию. Вот так, все зародилось в Дельфах,
продолжилось в Японии, и после пошло по всему миру.
Результат оказался просто потрясающим: модно вспомнить
Международную театральную Олимпиаду, которая впервые проводилась в России, в
Москве. Это был 2001 год. Без преувеличения, я могу назвать это важным событием
нашего века.
Считаю, что в наше эпоху виртуальной реальности очень важно
встречаться «вживую», чтобы можно было посмотреть друг другу в глаза. Надо
общаться не с помощью гаджетов, а на улицах, площадях, в театре… И стоит
опасаться того, чтобы самим не стать виртуальными. Нужно жить и общаться. Иначе
целостность нашу потеряем, кровь нашу потеряем», — сказал великий режиссер.
Напомним, одна из главных идей Театральной олимпиады
объединение разных театральных школ в едином движении. К слову, организаторы
сразу решили – победителей и побежденных не будет: никаких наград и медалей.
Здесь объединяются, казалось бы, самые различные направления и взгляды,
объединенные миром искусства, что дает возможность наиболее полно представить
современный театр. Грандиозный культурный фестиваль уже покорил знатоков и
зрителей в Греции, Японии, Турции, Южной Корее, Польше, Китае, Индии. В России,
в Москве, впервые прошел в 2001 году и вновь вернулся в 2019, уже в новом,
расширенном формате. Сегодня в составе в составе Международного комитета
Театральной олимпиады есть единственный представитель России — художественный
руководитель Александринского театра Валерий Фокин. Отвечая на вопрос DEITA.RU,
до каких чувств приморских зрителей театр хочет «достучаться», Валерий
Владимирович ответил:
«Я всегда хочу достучаться всегда до чувств любых зрителей и
неважно, в каком городе они живут, — сказал Валерий Фокин. — Ведь что значит
достучаться? Это попытаться, чтобы спектакль вызвал некую эмоциональную
реакцию. И не просто первую реакцию. Важно, чтобы зритель любил театр. Ведь
театральный зритель? Это зритель, который может «считывать» не только первый
план, сюжетные линии, понять и почувствовать то, что на первый взгляд не видно,
какие-то другие планы и смыслы. Тогда его можно назвать театральным зрителем. И
это не так-то просто…Ходить в театр – этому надо учиться. Помню советское
время, когда я с таким отвращением ходил в театры: тогда на спектакли ходили
целыми классами, организованно. Но в то время мне гораздо интереснее было на
улице. Но нас заставляли ходить в театр, что дало свои результаты, но об это мы
поняли позже.
Самым главным считаю эмоциональный отклик. Ведь театр
человека переделать не может. Он только может импульс к переменам. И то это
будет не у всего зала, даже если с некоторыми зрителями произойдут какие-то
внутренние изменения, это уже успех. Пусть они этого сейчас не осознают. Это –
главное, поэтому в любом городе, на любых гастролях важная задача, чтобы диалог
между сценой и зрительным залом не был формальным. Не просто – мероприятие
провел, галочку, зрители похлопали, разошлись и забыли. Хотя это сложно, но
надо, чтобы откликнулось что-то в душе, запомнилось, заставило думать», —
отметил Валерий Фокин.
Итак, в год своего 25-летнего юбилея Театральная олимпиада
впервые в истории пройдет одновременно в двух странах России и Японии. Добавим,
что решение о проведении олимпиады в России было принято на VII
Санкт-Петербургском международном культурном форуме. В программе Олимпиады –
постановки создателей всемирного театрального праздника, так и других
выдающихся режиссеров с мировым именем — Хайнера Гёббельса, Андрея Щербана,
Андрия Жолдака, Яна Кляты и других. Основная площадка для Олимпиады в Родии –
это Александринский театр в Санкт-Петербурге, тожественная церемония открытия
Международной театральной олимпиады пройдет 15 июня 2019 года. Северная столица
примет более 30 театральных постановок из 15 стран, в том числе театры «Буфф дю
Нор» (Париж, Франция),«Берлинер-ансамбль» (Берлин, Германия),театральная
компания FC Bergman (Антверпен, Бельгия),Народный художественный театр Пекина
(Китай) и другие.
Также в программе спектаклями национальных театров из
регионов России, а в Японии запланирована отдельная обменная программа. Также,
помимо спектаклей, будет буде проведена и большая просветительская работа – лекции,
мастер-классы ведущих театральных деятелей со всего мира. В рамках специальной
программы организованы и две дополнительные олимпийские площадки на Дальнем
Востоке и специальная театральная смена в лагере «Артек».
На приморской сцене Мариинского театра впервые будет
представлена бессмертная гоголевская «Женитьба». спектакль Валерия Фокина
(Александрийский театр). Приморская публика сможет увидеть спектакль 9 и 10
июня.
«Главная цель олимпиады — соединить мосты между разными
театральными традициями и методами как русской, так и зарубежной сцены. Мосты
между учениками и учителями, артистами и зрителями», — добавляет председатель
международного комитета Театральной олимпиады, греческий режиссер Теодорос
Терзопулос.
На Приморской сцене Мариинского театра 8 и 9 июня состоится
показ творческой лаборатории Теодороса Терзопулоса «Возвращение Диониса».
В ДВФУ 11 июня состоится открытый перфоманс «Культура есть
тело» исполнительской школы Тадаси Судзуки (Япония).
«Мы с благодарностью относимся к тому, что олимпиада
начинается с Приморья, — отметила врио вице-губернатора Приморья Ирина
Медведева. — Это дань уважения краю, и нам очень приятно приветствовать здесь
всех участников олимпиады. В январе с Владивостока начался Всероссийский
театральный марафон и олимпиада станет ярким продолжением Года театра. Такие
мероприятия поднимают значимость и края, и города в культурной среде Российской
Федерации, Хочется подчеркнуть, что в этом году олимпиада отмечает 25-летие. Мы
желаем данному мероприятию дальнейшего процветания, потому что искусство
объединяет людей. Желаю нашим деятелям культуры взаимного обогащения, а
зрителям удовольствия от увиденных спектаклей», — отметила Ирина Медведева.
Инна Эстрина
Источник: